Нарушения прав на защиту в России при эпидемии короновируса — как с этим бороться?

Нарушения прав на защиту в России при эпидемии короновируса

Во время эпидемии короновируса, помимо проблем со смертностью и заболеваемостью, ожидаемо возникла проблема соблазна «под шумок» ущемить в различных уголках России, да и в столице тоже, права на защиту по различными более или менее благовидными предлогами и со ссылками на эпидемию, или как её часто и необоснованно называют пандемией, короновирусной инфекции Ковид-19 /Covid-19/. Ущемления и нарушения прав на защиту могут быть в различной форме:

  • ограничения на встречи с подзащитными;
  • лишение адвокатов государственной поддержки, в отличие от других сфер деятельности;
  • ограничение в работе с судебными и следственными документами;
  • ограничения в свободе передвижения адвокатов;
  • другие возможные нарушения прав на защиту.

Как бороться с такими нарушениям прав на защиту в России при эпидемии? И как предупредить, предотвратить эти нарушения? Ответы на данные вопросы были под пристальным вниманием Гильдии Российских адвокатов, в результате были созданы рекомендации о принятии мер по предупреждению нарушений профессиональных прав адвокатов в условиях действия особых правовых режимов, установленных в связи с распространением новой короновирусной инфекции (2019-nCoV).

РЕКОМЕНДАЦИИ
о принятии мер по предупреждению нарушений профессиональных прав адвокатов в условиях действия особых правовых режимов, установленных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ по предупреждению нарушений профессиональных прав адвокатов

Комиссия и приглашенные эксперты предлагают обратиться от имени Гильдии Российских адвокатов к руководителям органов государственной власти с предложениями, направленными на предотвращение нарушений профессиональных прав адвокатов в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и предотвращение ее дальнейшего распространения и ее негативных последствий:
1. Обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации с предложением о распространении на адвокатов, адвокатские образования, Федеральную палату адвокатов Российской Федерации, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации и общественные объединения адвокатов мер поддержки, применяемых в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также об установлении, в случае введения ограничений на свободу передвижения в рамках особых правовых режимов, положений о том, что эти ограничения не распространяются на адвокатов.
2. Обратиться к Председателю Верховного суда Российской Федерации с предложениями:
— о заблаговременном рассмотрении вопроса о продлении действия положений Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 г. № 808 до прогнозируемого прекращения действия особых правовых режимов, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и дополнении текста Постановления исчерпывающим и не допускающим расширительного или ограничительного толкования перечнем категорий дел безотлагательного характера, а также об установлении единых рекомендаций относительно соблюдения установленного порядка ознакомления с материалами судебных дел в период действия «режима самоизоляции» и иных особых правовых режимов;
— об организации судами непрерывного приема документов в электронном виде, возобновления приема адвокатов сотрудниками суда для ознакомления с материалами дел, рассматриваемых судами в период действия особых правовых режимов, без ограничения в допуске и по времени, в специальных помещениях, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности;
— об обеспечении адвокатов, посещающих суды средствами индивидуальной защиты, и принятии мер, направленных на повышение эффективности использования систем видеоконференц-связи и установление новых аппаратно-программных комплексов этих систем в судах;
— о разработке рекомендаций по вопросу о необходимости применения строго дифференцированного подхода, учитывающего состояние пандемии в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), при избрании и продлении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений;
— о разъяснении порядка исчисления процессуальных сроков на обжалование судебных актов в свете содержания Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. № 206 и введения «режима самоизоляции» и иных особых правовых режимов, о разъяснении относительно необходимости продления или восстановления процессуальных сроков рассмотрения дел в рамках действующего законодательства с учетом введенных вынужденных ограничений в работе судов, разъяснении об обязательности применения судами Перечня заболеваний, являющихся медицинскими показаниями для строгого соблюдения «режима самоизоляции» в качестве основания для отказа в применении меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока действия этой меры;
— о разъяснении судам того, что необходимость соблюдения адвокатом «режима самоизоляции» либо иных особых правовых режимов, является уважительной причиной неявки в судебное заседание и основанием для отложения заседания, либо, в случае избрания меры пресечения или ее продления – основанием для замены адвоката в предусмотренном законом порядке;
— о разъяснении судам того, что при рассмотрении ходатайств об избрании или продлении меры пресечения, апелляционных и кассационных жалоб на такие постановления, во всех случаях следует учитывать общеизвестный факт наличия санитарно-эпидемиологической опасности, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);
— о разъяснении судам того, что при рассмотрении материалов об избрании (продлении) меры пресечения, с учетом обстоятельств дела, следует применять меры пресечения в виде залога, либо домашнего ареста, в случае, если у подозреваемого (обвиняемого) имеется место проживания (пребывания) на территории субъекта Российской Федерации по месту проведения предварительного расследования, а ранее избранная мера пресечения им нарушена не была.
— о рекомендации судам рассмотреть вопрос о возможности приостановления или прекращения исполнения не исполненных постановлений об административном аресте в соответствии с положениями ч.5 ст. 32.8 КоАП РФ.
3. Обратиться к Председателю Совета судей Российской Федерации с предложением о заблаговременном рассмотрении вопроса о возможности продления действия положений Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 г. № 808 до прогнозируемого прекращения действия особых правовых режимов, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и дополнении текста Постановления исчерпывающим и не допускающим расширительного или ограничительного толкования перечнем категорий дел безотлагательного характера, а также об установлении единых рекомендаций относительно соблюдения установленного порядка ознакомления с материалами судебных дел в период действия «режима самоизоляции» и иных особых правовых режимов.
4. Обратиться к Председателю Следственного Комитета Российской Федерации с предложением об организации обеспечения адвокатов, посещающих помещения Следственного комитета Российской Федерации, средствами индивидуальной защиты и об организации в установленном законом порядке осуществления повторной оценки необходимости применения в отношении подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам меры пресечения в виде заключения под стражу, с учетом новых обстоятельств — наличия санитарно-эпидемиологической опасности, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
5. Обратиться к Директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации с предложениями:
— об установлении не прекращающегося допуска адвокатов к доверителям, содержащимся в местах принудительного содержания, находящихся в ведении ФСБ России;
— об организации обеспечения адвокатов, посещающих помещения органов Федеральной службы безопасности, средствами индивидуальной защиты;
— об организации в установленном законом порядке осуществления повторной оценки необходимости применения в отношении подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам меры пресечения в виде заключения под стражу, с учетом новых обстоятельств — наличия санитарно-эпидемиологической опасности, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
6. Обратиться к Министру внутренних дел Российской Федерации с предложениями:
— об организации обеспечения адвокатов, посещающих помещения органов внутренних дел, средствами индивидуальной защиты;
— об установлении не прекращающегося допуска адвокатов к доверителям, находящимся в местах принудительного содержания, отнесенных к ведению МВД России;
— об организации в установленном законом порядке осуществления повторной оценки необходимости применения в отношении подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам меры пресечения в виде заключения под стражу с учетом новых обстоятельств — наличия санитарно-эпидемиологической опасности, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);
— об осуществлении разъяснения сотрудникам подразделений, обеспечивающих соблюдение гражданами особых правовых режимов, того, что в силу положений действующего законодательства и выполняемых публично-правовых функций, адвокат не может быть ограничен в свободе передвижения при выполнении его профессиональных обязанностей.
7. Обратиться к Руководителю Федеральной таможенной службы с предложениями об организации обеспечения адвокатов, посещающих помещения органов Федеральной таможенной службы, средствами индивидуальной защиты и организации в установленном законом порядке осуществления повторной оценки необходимости применения в отношении подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам меры пресечения в виде заключения под стражу с учетом новых обстоятельств — наличия санитарно-эпидемиологической опасности, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
8. Обратиться к Директору Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с предложением об осуществлении разъяснения сотрудникам подразделений, обеспечивающих соблюдение гражданами особых правовых режимов, того, что в силу положений действующего законодательства и выполняемых публично-правовых функций адвокат не может быть ограничен в свободе передвижения при выполнении его профессиональных обязанностей.
9. Обратиться к Директору Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации с предложениями:
— об установлении не прекращающегося допуска адвокатов к доверителям, содержащимся в учреждениях ФСИН России, дела которых рассматриваются судами как безотлагательные;
— об обеспечении адвокатов, посещающих учреждения ФСИН России средствами индивидуальной защиты, а также об инициировании в порядке ч.3.1 ст. 175 УИК РФ, при наличии предусмотренных законом оснований, рассмотрения вопросов об освобождении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в связи с заменой назначенного наказания более мягким видом наказания.
10. Обратиться к Директору Федеральной службы судебных приставов – главному судебному приставу Российской Федерации с предложениями об организации обеспечения адвокатов, посещающих помещения службы, средствами индивидуальной защиты и об организации в установленном законом порядке осуществления повторной оценки необходимости применения в отношении подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам меры пресечения в виде заключения под стражу с учетом новых обстоятельств — наличия санитарно-эпидемиологической опасности, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
11. Обратиться к Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с предложениями об организации обеспечения адвокатов, посещающих помещения министерства, средствами индивидуальной защиты и об организации сотрудниками Федеральной противопожарной службы в установленном законом порядке осуществления повторной оценки необходимости применения в отношении подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам меры пресечения в виде заключения под стражу с учетом новых обстоятельств — наличия санитарно-эпидемиологической опасности, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
12. Обратиться к главам субъектов Российской Федерации с предложением об установлении при введении ограничений на свободу передвижения в рамках соблюдения «режима самоизоляции» и иных особых правовых режимов, положений о том, что вводимые ограничения не распространяются на адвокатов.
13. Обратиться к Президенту Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации с предложением об установлении того, что в условиях действия особых правовых режимов, введенных по причине пандемии новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), адвокат, временно не имеющий возможности исполнять обязанности по участию в судебно-следственных действиях, либо адвокат, отказавшийся от участия в этих действиях по причине поставления в опасность его жизни и здоровья, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
14. Обратиться к президентам адвокатских палат субъектов Российской Федерации с предложениями:
— об установлении того, что в условиях действия особых правовых режимов, введенных по причине пандемии новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), адвокат, временно не имеющий возможности исполнять обязанности по участию в судебно-следственных действиях, либо адвокат, отказавшийся от участия в этих действиях по причине поставления в опасность его жизни и здоровья, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности;
— о рассмотрении вопроса о возможности освобождения адвокатов полностью или частично от обязанности по уплате обязательных отчислений на содержание адвокатской палаты за месяцы, в течение которых действовали особые правовые режимы, введенные в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
15. Обратиться к руководителям адвокатских образований – членам Гильдии российских адвокатов с предложением о полном или частичном освобождении адвокатов от обязанности по уплате обязательных отчислений на содержание адвокатских образований за месяцы, в течение которых действовали особые правовые режимы, введенные в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) по их мотивированному заявлению.
16. Предложить адвокатам инициировать в установленном законом порядке изменение меры пресечения, применение условно-досрочного освобождения, замену назначенного наказания более мягким, приостановление или прекращение исполнения постановлений об административном аресте в отношении своих доверителей с учетом изменившихся обстоятельств – пандемии новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ по предупреждению нарушений профессиональных прав адвокатов

Преамбула по предупреждению нарушений профессиональных прав адвокатов

Одним из фундаментальных, неотъемлемых естественных прав человека является право на жизнь.
Большинство государств-членов Организации Объединенных наций, в особенности, входящие в Совет Европы и подписавшие Европейскую конвенцию по правам человека и Протоколы к ней, отказались полностью либо ввели мораторий на такой вид наказания как смертная казнь с заменой его на длительный срок лишения свободы.
Российская Федерация является членом Совета Европы и признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека, что подчеркивает ценность человеческой жизни и возможность достижения целей наказания, не прибегая к лишению жизни.
Особую угрозу человеческой жизни представляют такие обстоятельства непреодолимой силы как пандемии опасных заболеваний, поскольку они не поддаются тотальному контролю со стороны людей и не зависят от их воли.
Ускоренное распространение по миру новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), против которой до настоящего времени не создано вакцины и опробированных широкой практикой применения эффективных способов лечения, полностью исключающих летальные исходы, Всемирной организацией здравоохранения объявлено пандемией. Под «новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV)» понимается ее международное наименование и наименование, использованное в национальном законодательстве.
Особая роль права как универсального регулятора общественных отношений дает основания полагать, что адвокаты и юристы в силах способствовать замедлению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и тем самым спасти многие человеческие жизни, содействуя органам государственной власти и управления в принимаемых ими противоэпидемиологических мерах путем выявления регуляторных пробелов и коллизий в законодательстве, проблем в практике его применения.
В связи с этим осуществлена выработка настоящих Рекомендаций.

1. Факты, заявления и решения, обусловливающие особенности осуществления адвокатской деятельности в условиях пандемии

Вспышка новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) возникла в г. Ухань (Китай).
Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения д-р Тедрос Адханом Гебрейесус 30.01.2020 г. объявил вспышку новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение.
11.03.2020 г. он также заявил, что распространение нового коронавируса в мире приобрело характер пандемии, подчеркнув что пандемией называют необычайно сильную эпидемию, характеризующуюся распространением инфекционного заболевания на всей территории страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира.
20.03.2020 г. Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания опубликовал Свод принципов обращения с лицами, находящимися в условиях несвободы, в контексте пандемии новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Согласно данному акту, властям следует чаще избирать иные меры пресечения в отношении подозреваемых (обвиняемых), сокращать сроки тюремного заключения, включая условно-досрочное освобождение, повторно оценить необходимость принудительного помещения лиц в психиатрические больницы, рассмотреть возможность выписки пациентов или предоставления им медико-социальной помощи. Кроме того, следует максимально воздерживаться от задержания мигрантов.
28.03.2020 г. на сайте Управления Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций опубликовано обращение комиссара Мишель Бачелет о принятии срочных мер для предупреждения разгула новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в местах заключения в рамках комплексных мер по сдерживанию пандемии. Согласно тексту обращения, новая коронавирусная инфекция (2019-nCoV) начала распространяться в изоляторах, тюрьмах и центрах временного пребывания мигрантов, а также в домах престарелых и психиатрических клиниках. Появилась угроза вспышки заболевания среди крайне уязвимых лиц, которые находятся в этих учреждениях. Указывается на значимость планирования антикризисных мероприятий правительства по вопросам контроля за ситуацией с заключёнными, чтобы защитить лиц, содержащихся под стражей, сотрудников, посетителей и общество в целом.
Верховный комиссар призвала действовать быстро, чтобы сократить количество лиц в заключении, отметив, что некоторые страны уже приняли меры в этом направлении, указала, что властям необходимо рассмотреть возможность освобождения лиц, наиболее уязвимых к новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), среди которых — пожилые люди, больные, а также лица, совершившие неопасные преступления. Было отмечено, что заключение должно быть крайней мерой, особенно в период кризиса и в период пика пандемии.

2. Акты, регламентирующие особенности осуществления адвокатской деятельности в условиях пандемии

Российская Федерация приняла на себя обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст.2 Конституции Российской Федерации).
Право на жизнь и охрану здоровья, равно как и право на получение квалифицированной юридической помощи, являются фундаментальными и неотчуждаемыми конституционными правами человека, не подлежащими ограничению, в том числе в условиях чрезвычайного положения (ст.ст. 20, 41, 48, 56 Конституции Российской Федерации), из чего следует необходимость обеспечения баланса при реализации указанных конституционных гарантий адвокатами в ходе осуществления ими профессиональной деятельности.
При этом требования, предусмотренные в ст. 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката не могут толковаться как умаляющие в какой-либо мере права адвоката на жизнь и охрану здоровья.
Здоровье адвоката и безопасные условия осуществления им профессиональной деятельности являются необходимыми предпосылками оказания доверителям квалифицированной юридической помощи, поэтому осуществление адвокатами профессиональной деятельности в условиях, создающих угрозу их жизни и здоровью, недопустимо.
На основании положений ст. 31 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
31.03.2020 г. Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушение режима карантина и других санитарно-эпидемиологических правил. Законом усилена административная ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления карантина.
В частности, осуществлено введение штрафов за нарушение карантина, которое повлекло угрозу распространения заболевания, в размере до 40 тысяч рублей для физических лиц. Если нарушение привело к причинению вреда здоровью или смерти одного человека, но деяние при этом не содержит признаков уголовного преступления, максимальный размер штрафа для физического лица увеличивается до 300 тысяч рублей. В случае уголовного преследования нарушителю карантина может грозить до пяти лет лишения свободы.
В содержании п. 5 Постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 12.03.2020 г. № 1 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCov в г. Москве», предусматриваются меры, организация применения которых входит в обязанность в том числе председателей судов в качестве руководителей данных органов.
Из действующих нормативно-правовых актов следует, что карантин — это предписанный врачом изоляционный режим, который, под угрозой привлечения к уголовной или административной ответственности обязаны соблюдать лица, вернувшиеся из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, а также тем, у кого есть пока еще неподтвержденные симптомы коронавируса, а также тем, кто является инфицированным коронавирусной инфекцией и кому разрешено лечиться на дому.
Отметим, что Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ установлено, что распространение коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и необратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.
Наряду с этим, принятыми позднее нормативными актами субъектов Российской Федерации был введен так называемый «режим самоизоляции», который по своей сути представляет собой новый гибридный особый правовой режим.
На основании Предписания Главного государственного санитарного врача по г. Москве № 1П от 29.03.2020 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которым Правительству Москвы предписывается провести комплекс соответствующих мероприятий, Указом от 29.03.2020 г. № 34-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г.» № 12-У, Указ от 05.03.2020 г. был дополнен положениями о том, что с 30.03.2020 г. по 03.04.2020 г. (с возможностью дальнейшего продления) граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
При этом определено, что ограничения не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Ограничения также не распространяются на граждан в случае наличия у них специальных пропусков, выданных в порядке, установленном Правительством Москвы.
Наряду с этим, ко времени составления настоящих Рекомендаций вслед за Москвой еще 40 регионов Российской Федерации также объявили аналогичный «режим самоизоляции».
В СМИ указывается, что поскольку по сведениям Правительства Москвы более 20 % жителей игнорирует соблюдение «режима самоизоляции», в ближайшее время планируется определить, насколько строгим будет наказание для нарушителей этого режима, рассматривается механизм выдачи пропусков, по которым можно будет выходить из дома, и установления их категоризации, от которой зависит доступная для передвижения его обладателя зона.
В то же время, 29.03.2020 г. Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас в интервью ТАСС отметил, что в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации ограничения прав и свобод граждан возможны только в силу федерального закона и в конституционно значимых целях, а значит, введение таких ограничений — исключительная компетенция Федерального собрания и Президента.
Таким образом, несмотря на то, что имеются основания для постановки вопроса о признании актов о введении «режима самоизоляции» незаконными, ввиду их формального противоречия Конституции Российской Федерации, данный вопрос нами в настоящих Рекомендациях сознательно не рассматривается. Это обусловлено пониманием необходимости решения обозначенных в Рекомендациях проблем «здесь и сейчас», а сами данные акты в момент подготовки их текста являются фактически действующими. Принимая во внимание фактически сложившееся положение и добиваясь его корректировки, разработчики Рекомендаций исходят из сформировавшейся на данный момент ситуации.
В соответствии с принятым 01.04.2020 г. Московской городской думой Закона города Москвы была изменена редакция ст. 3.18 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований в области защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и установлены меры административной ответственности для граждан, которые нарушили требования московских властей о режиме повышенной готовности, в том числе нарушили режим самоизоляции (штраф 4 тысячи рублей), повторно его нарушили (штраф 5 тысяч рублей), нарушили режим с использованием транспортного средства (до 5 тысяч рублей с применением задержания транспортного средства и его помещения на специализированную стоянку). Предприятия и организации, которые нарушат запрет на массовые мероприятия, а также магазины и предприятия общественного питания, нарушившие предписания властей города, могут быть оштрафованы на суммы от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, должностные лица организаций-нарушителей будут наказываться штрафами от 30 тысяч до 40 тысяч рублей. За повторные нарушения штраф для должностных лиц увеличивается до 30–50 тысяч рублей, для юридических — до 300–500 тысяч рублей.
Во всех пунктах статьи 3.18 отмечается, что они применяются, если действия граждан и организаций не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП Российской Федерации.
Наряду с этим, Приказом УФСИН России по г. Москве № 168 от 20.03.2020 г. в учреждениях УФСИН России по г. Москве введен режим особых условий с 20.03. 2020 г. по 18.04.2020 г.
Постановлением главного государственного санитарного врача ФСИН России «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 16.03.2020 г. и до особого указания в учреждениях территориальных органов ФСИН России и следственных изоляторах ФСИН России приостановлено предоставление длительных и краткосрочных свиданий, категорически запрещен допуск посетителей и сотрудников с повышенной температурой тела, а также лиц, прибывших в течение последних 14 дней из государств с неблагополучной ситуацией в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В целях недопущения случаев заноса и распространения заболеваний, вызванных новым коронавирусом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации организуется и реализуется комплекс других санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В случае выявления у лиц, содержащихся под стражей, симптомов заболевания или подозрений на новую коронавирусную инфекцию, начальникам территориальных органов ФСИН России поручено организовать их госпитализацию в учреждения государственных и муниципальных систем здравоохранения.
В соответствии с санитарно-эпидемическими требованиями в следственных изоляторах г. Москвы второй раз за два дня поменялись правила доступа: 31.03.2020 г. было заявлено о введении в изоляторах «режима особых условий», в рамках которого установлен запрет на допуск во все СИЗО «адвокатов и других посетителей» и приостановлен «вывоз подозреваемых, обвиняемых и осуждённых на судебно-следственные действия». Однако 01.04.2020 г. было выпущено новое заявление с уточнением особенностей «режима особых условий»: заявлено о возможности продолжения следственных действий – но лишь при прибытии следователями и дознавателями в помещение СИЗО, а адвокаты и защитники не будут ограничены в праве на свидание с своими доверителями «в помещениях комнат краткосрочных свиданий (через стекло)», а лишь в исключительных случаях в следственных кабинетах, по письменному заявлению прибывших лиц и при наличии средств индивидуальной защиты (масок для защиты органов дыхания, бахил и перчаток).
Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 г. № 808 установлено, что с 19.03.2020 г. по 10.04.2020 г. (включительно) во всех судах Российской Федерации приостанавливается личный прием граждан.
Установлено, что рассмотрению подлежат только категории дел безотлагательного характера (об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, и другие), а также в порядке приказного, упрощенного производства.
Также Постановлением предписано при наличии технической возможности инициировать рассмотрение дел путем использования систем видеоконференц-связи и установлено ограничение доступа в суды лиц, не являющихся участниками судебных процессов.
На основании пунктов 2, 3 и 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», суды не относятся к организациям, на которые нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля не распространяются.
В Обращении президента ФПА РФ Ю.С. Пилипенко к адвокатскому сообществу от 23.03.2020 г. подчеркивается необходимость продолжения исполнения публичных функций, возложенных на адвокатуру как на институт гражданского общества. Отмечается необходимость поддержки старшего поколения адвокатов, для которых как сама эпидемиологическая ситуация, так и принимаемые меры и изменения в регламентах работы правоприменительных органов могут составить определенные трудности. Указывается на то, что старшее поколение адвокатов относится к группе риска, и при принятии ими решения о самоизоляции в профилактических целях следует пересмотреть графики дежурств, исключив необходимость длительного проезда общественным транспортом, исполнение профессиональных обязанностей при большом скоплении людей, и принять другие разумные меры.
Адвокатам также рекомендовано незамедлительно подавать ходатайства об изменении их доверителям меры пресечения на не связанную с содержанием в СИЗО со ссылкой в числе прочих доводов на необходимость предотвратить распространение коронавирусной инфекции.
30.03.2020 г. Президент ФПА РФ направил Мэру г. Москвы С.С. Собянину письмо с просьбой о внесении изменений в п. 9 Указа № 34-УМ, где перечислены органы, на которые не распространяются ограничения на перемещения по территории города, дополнив его положениями об адвокатских образованиях (адвокатах). С аналогичной просьбой об обеспечении беспрепятственного передвижения адвокатов обратились Президент АП г. Москвы и первый вице-президент АП Московской области.
Следует отметить, что Российским законодательством также предусматривается режим чрезвычайной ситуации (Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ, согласно которому чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из содержания положений закона следует, что режим чрезвычайной ситуации устанавливается при авариях, природных явлениях, катастрофах и стихийных бедствиях, которые влекут человеческие жертвы или наносят ущерб здоровью людей и окружающей среде, а режим чрезвычайной ситуации могут ввести на любом уровне — от локального на объекте (по решению руководителя этого объекта) до федерального (по решению правительственной комиссии). На региональном уровне режим чрезвычайной ситуации вводится решением высшего должностного лица.
Кроме того, законодательством установлен и режим чрезвычайного положения (ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»), согласно которому оно представляет собой вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Основные различия между режимами чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения состоят в том, что при введении чрезвычайного положения закон допускает некоторое ограничение прав граждан, а при чрезвычайной ситуации ограничивать права нельзя.
01.04.2020 г. Президентом Российской Федерации подписан закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» дающий право не только Президенту Российской Федерации но и Правительству Российской Федерации вводить режим чрезвычайной ситуации или повышенной готовности на всей территории России или на ее части в случае «распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих», а также устанавливать обязательные для исполнения правила поведения во время действия специальных режимов.
Представляется, что как режим чрезвычайной ситуации, так и режим чрезвычайного положения могут быть введены в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

3. Правоприменительные проблемы и пути их решения

Анализ материалов, размещаемых в средствах массовой информации, информации, публикуемой в социальных сетях «Facebook», «Одноклассники», «Вконтакте», и др., содержание многочисленных обращений адвокатов из различных регионов Российской Федерации, аккумулированные секретариатом и пресс-службой Гильдии российских адвокатов, содержание выступлений и письменных мнений приглашенных экспертов, результаты совместного обсуждения поставленных членами комиссии вопросов с использованием систем удаленного контактирования друг с другом, позволил определить ряд основных вызовов, с которыми вынужденно сталкиваются адвокаты в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и выработать пути их решения.

3.1. Положения принятых в связи с пандемией актов отдельными судьями и судами надлежащим образом не исполняются

Сообщения адвокатов показывают, что положения принятых в связи с пандемией актов отдельными судьями и судами надлежащим образом не исполняются.
Так, Председателем Коллегии Верховного Суда Российской Федерации по делам военнослужащих Крупновым И.В. на 06.04.2020 г. было назначено рассмотрение апелляционной жалобы по уголовному делу № 223-АПУ19-6, в котором участвует более 20 защитников, а само дело вызывает большой общественный резонанс, в силу чего в суд приходят также родственники, представители СМИ и иностранные наблюдатели.
При этом время для ознакомления с делом одному из адвокатов судья Крупнов И.В. предоставил в период с 18.03.2020 г. по 06.04.2020 г., т.е. в период действия «режима самоизоляции» и без учета положений Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 г. № 808, поскольку рассматриваемое дело, очевидно, не относится к категории «безотлагательных».
В другом случае, судья Морозов А.А. (1-ый Западный окружной военный суд) назначил защитникам по уголовному делу в отношении Азимова А.А. время для ознакомления с протоколом судебного заседания с 25.03.2020 г. по 08.04.2020 г. и с 08.04.2020 г. по 22.04.2020 г., т.е. также, в период действия «режима самоизоляции» и без учета положений Постановления № 808.
Особый подход к Постановлению № 808 обнаруживается в практике кассационных судов общей юрисдикции.
Так, 2-ой Кассационный суд общей юрисдикции назначил на 07.04.2020 г. рассмотрение кассационной жалобы по гражданскому делу № 8Г-7634/2020 о диффамации, явно не относящемуся к категории срочных и безотлагательных дел. Информация о рассмотрении дел, не относящихся к срочным и безотлагательным делам, имеется также о 3-ем и 6-ом Кассационных судах общей юрисдикции.
Нет единства применяемых подходов и в Арбитражных судах.
Так, на сайте Арбитражного суда г. Москвы уточнено, какие именно дела будут рассматриваться судом с учетом Постановления № 808: дела, рассматриваемые в порядке приказного и упрощенного производства, а также дела безотлагательного характера, определяемые судебным актом судьи, в частности: дела о привлечении к административной ответственности (параграф 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), обособленные споры в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) по вопросу выплаты из конкурсной массы должника денежных средств, необходимых должнику-гражданину и лицам, находящимся на его иждивении, по состоянию здоровья объективно нуждающихся в приобретении дорогостоящих лекарственных препаратов и медицинских услуг (пункт 1 статьи 60, пункт 3 статьи 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», пункты 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 № 48), заявления о принятии обеспечительных мер или их отмене, назначенных судом к рассмотрению в судебном заседании, дела, рассматриваемые в порядке искового или административного судопроизводства, а также по назначенным судом процессуальным заявлениям в случае, если на момент проведения судебного заседания все лица, участвующие в деле, представили в суд письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и данные ходатайства были удовлетворены судом. Такие дела и заявления подлежат рассмотрению в установленную судом дату и время без участия сторон и иных участвующих в деле лиц.
В Арбитражном суде г. г. Санкт-Петербурга установлен более узкий перечень рассматриваемых дел: дела о привлечении к административной ответственности, об отмене и принятии обеспечительных мер, а также дела рассматриваемые в порядке искового или административного судопроизводства, процессуальные заявления в случае если все лица, участвующие в деле, представили в суд письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, и данные ходатайства были удовлетворены судом.
Таким образом, проблема неисполнения Постановления Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ № 808 заключается в том, что создаются предпосылки для дискриминации и неравные условия для реализации права на жизнь и здоровье участников процесса, а также права на своевременное судебное разбирательство.
Представляется, что именно вследствие использования в тексте Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации № 808 термина «и другие дела», в настоящее время нет ясности, какие конкретно категории дел подлежат рассмотрению в период «режима самоизоляции» и других особых правовых режимов, а какие – нет, не определены и не обеспечены надлежащим образом возможности для ознакомления с материалами дела во время действия этих режимов.
В настоящее время нет ясности, как будут работать суды и какие дела они будут рассматривать, если обстоятельства, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызвавшие необходимость введения ограничений, сохранятся, но действие Постановления № 808 уже истечет.
К тому же ограничительные меры, установленные в судах не совпадают с датами введения иными государственными органами особых режимов, связанных с самоизоляцией и изоляцией людей.
При этом адвокат как участник процесса оказывается в двойственном положении: он обязан и соблюдать режим и обязан явиться в назначенное время в место производства судебного заседания, однако необходимость явки в суд не указана в качестве основания для передвижения по населенному пункту в актах государственных органов, вводящих специальные режимы.
Наряду с этим, возникают проблемы с определением момента начала течения и истечения сроков на обжалование судебных актов, в том числе и тех, последний день обжалования которых выпадает на неделю в период с 30.03.2020 г. по 05.04.2020 г.
Способы решения проблемы:
— обратиться в Верховный суд Российской Федерации и Совет судей Российской Федерации с предложением о дополнении текста Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 г. № 808 исчерпывающим и не допускающим расширительного или ограничительного толкования перечнем (по видам судопроизводства) категорий дел, признаваемых делами безотлагательного характера, исключив возможность произвольного и ничем не мотивированного судейского усмотрения по данному вопросу; и об установлени единых для всех судов Российской Федерации рекомендаций относительно соблюдения установленного порядка ознакомления с материалами судебных дел в период действия «режима самоизоляции» и иных особых правовых режимов;
— обратиться в Верховный суд Российской Федерации с предложением о разъяснении порядка исчисления сроков на обжалование судебных актов в свете содержания Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. № 206 и введения «режима самоизоляции» и иных особых правовых режимов.

3.2. Ненадлежащая организация рассмотрения уголовных дел в судах, игнорирование судьями общеизвестного факта объявленной пандемии и принятых в связи с этим актов, что влечет вынесение необоснованных решений, ставящих в опасность жизнь и здоровье лиц, содержащихся под стражей

Несмотря на то, что большинство судов осуществляют рассмотрение действительно безотлагательных дел, адвокаты обращают внимание на непунктуальность судей.
По наблюдениям адвокатов значительное число судебных заседаний начинается с задержками от часа до полутора часов, а задержки связаны с неэффективной работой конвойных служб, необеспеченностью всех судов в достаточном количестве аппаратно-программными комплексами видеоконференц-связи, а в Московском городском суде — с техническими перебоями в работе систем видеоконференц-связи между судом и следственными изоляторами.
Сообщения адвокатов также показывают, что положения принятых в связи с пандемией актов, подтверждающие существование пандемии и ее опасность для жизни и здоровья людей, отдельными судьями и судами надлежащим образом не учитываются.
Так, например, судьей Гагаринского районного суда г. Москвы Лариным А.А. при рассмотрении материала о продлении срока содержания под стражей № 3/2-190/2020 в тексте постановления указано, что доводы защиты о наличии дополнительной опасности содержания подзащитного в следственном изоляторе в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в г. Москве построены на предположениях.
На основании положений ч.1 ст. 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, а суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Однако непринятие во внимание судом фактически подтвержденных данных об эпидемиологической ситуации и рекомендаций уполномоченных представителей органов государственной власти прямо противоречит первостепенному предназначению действий этих органов состоящих в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечении общественной безопасности.
Подобные обстоятельства предполагают необходимость заявления адвокатами в судебном заседании доводов о нарушении Европейской конвенции по правам человека, что может способствовать увеличению обращений граждан в ЕСПЧ. Последующая отмена решений судов и необходимость осуществления выплат за счет средств государственного бюджета, способна лишь усилить социальную напряженность, а также умалить авторитет судебной власти.
Способы решения проблемы:
— обратиться в Верховный суд Российской Федерации с предложением о принятии мер направленных на повышение эффективности использования систем видеоконференц-связи и установление новых аппаратно-программных комплексов этих систем в судах;
— обратиться в Верховный суд Российской Федерации с предложением о разработке рекомендаций о необходимости применения строго дифференцированного, учитывающего состояние пандемии в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) подхода при избрании и продлении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений;
— обратиться в Верховный суд Российской Федерации с предложением осуществить дополнительное разъяснение об обязательности применения судами помимо Перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 3 также и Перечня заболеваний, являющихся медицинскими показаниями для строгого соблюдения «режима самоизоляции» в качестве основания для отказа в применении меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока действия этой меры.

3.3. Проблемы, связанные с ознакомлением адвокатов с материалами дел, находящимися в производстве суда, и подачей документов в суд, подготовке к рассмотрению дела в суде

Продолжая в соответствии с принятыми ФПА РФ актами принимать поручения на осуществление защиты по назначению суда и органов предварительного расследования, адвокаты в значительном числе случаев лишаются возможности знакомиться с материалами дел до начала судебного заседания.
В большинстве судов адвокатов пропускают в помещение суда по заранее заготовленным спискам, формируемым непосредственно перед судебным заседанием, либо адвокатов пропускают только одновременно со следователями, обращающимися в суд с ходатайствами об избрании или продлении срока действия мер пресечения. Вследствие этого адвокаты без установленных законом оснований ограничиваются в возможности подать жалобы, ходатайства и заявления, в том числе и заявления на осуществление производства оплаты их деятельности по назначению, через канцелярию суда.
Данная проблема усугубляется и тем, что далеко не все адвокаты имеют электронную подпись для осуществления подачи ими документов в электронном виде. Однако даже те, у кого электронная подпись имеется, нередко не имеют возможности для направления документов в адрес суда.
Так, Верховный Суд Российской Федерации фактически не принимает документы, подписанные электронной подписью без ордера, даже если он имеется в материалах уголовного дела. При направлении адвокатом ордера в электронном виде вместе с процессуальным документом, сотрудники суда требуют обязательного заверения документа электронной подписью руководителя адвокатского образования, что фактически позволяет осуществлять направление документов в электронном виде только адвокатским кабинетам либо малочисленным адвокатским образованиям, и делает практически невозможным сделать это адвокатам крупных и крупнейших адвокатских образований, в которых число адвокатов исчисляется сотнями.
Поскольку отказ назначенному судом адвокату в ознакомлении с материалами дела до начала судебного заседания может быть оценен как грубое процессуальное нарушение, суды предоставляют адвокатам весьма ограниченное время для ознакомления с материалами дела, однако нередко делают это непосредственно перед судебным заседанием, что делает невозможным выработку адвокатом согласованной с доверителем позиции по делу, подготовке аргументированных письменных заявлений и ходатайств.
Постепенно вводимый в учреждениях системы ФСИН запрет на допуск адвокатов к доверителям, содержащимся под стражей в таком случае становится непреодолимым препятствием в формировании позиции по делу и согласовании ее с доверителем.
Наряду с этим на практике имеются факты полного приостановления принятия судом документов в электронном виде, что не только искусственно препятствует осуществлению профессиональной деятельности адвокатов в дистанционном формате, но и при необходимости срочной отправки корреспонденции подвергают опасности жизнь и здоровье адвоката, рискующего быть зараженным в переполненном посетителями почтовом отделении. Тем более, что в период действия особых правовых режимов осуществляется работа ограниченного числа отделений почтовой и телеграфной связи в населенных пунктах.
Так, Арбитражный Суд Города Москвы с 27.03.2020 г. по 06.04.2020 г., прекративший прием доставленных нарочным документов (кроме поданных с использованием услуг почтовой, специальной или фельдъегерской связи), приостановил прием и документов, направляемых в электронном виде. Судом указывается, что документы могут быть поданы только при помощи направления их по почте, однако при этом не учтено, что почтовые службы фактически перешли на работу в особом режиме, заключающемся в закрытии большинства отделений.
Московский городской суд, приостановив прием нарочной документации от граждан, напротив позволяет осуществлять подачу документов, как по почте, так и в электронном виде, при помощи личного кабинета Единого информационного портала судов общей юрисдикции города Москвы.
Способы решения проблемы:
— обратиться в Верховный суд Российской Федерации с предложением обязать суды непрерывно осуществлять прием документов в электронном виде;
— обратиться в Верховный суд Российской Федерации с предложением о принятии организационных действий, направленных на возобновление приема адвокатов сотрудниками суда для ознакомления с материалами дел, рассматриваемых судами в период действия особых правовых режимов, без ограничения в допуске и по времени, в специальных помещениях, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности;
— обратиться в Федеральную службу исполнения наказаний, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации с предложением об организации беспрепятственного допуска адвокатов к тем доверителям, содержащимся в учреждениях соответствующих органов, дела которых планируются судами к рассмотрению как безотлагательные.

3.4. Проблемы, связанные с обеспечением права обвиняемого на защиту конкретным адвокатом
На основании положений действующего законодательства следователь, дознаватель и суд обязаны обеспечить подозреваемому (обвиняемому) право на защиту посредством избранного им самим защитника. Однако в ряде случаев реализовать данное право адвокату затруднительно, если он вынужден, в первую очередь по причине контактов с зараженными лицами, соблюдать «режим самоизоляции», а также действовать из соображений о защите здоровья, жизни своих родных, близких, собственного здоровья.
В соответствии с ч.1 ст. 18 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются. Поэтому очевидно, что как интересы доверителей, так и интересы осуществления судопроизводства, требуют, чтобы адвокаты имели свободу перемещения.
Особо следует подчеркнуть, что в силу действующего законодательства, адвокат должен иметь возможность пользоваться правом на свободу передвижения по всей территории Российской Федерации вне зависимости от места постоянного проживания или пребывания адвоката.
Согласно положениям Указа № 34-УМ установленные в нем ограничения не распространяются на деятельность органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Данная норма по смыслу охватывает адвокатскую деятельность, однако используемый при ее конструировании термин «органы» может получить буквальное толкование, что искусственно создает предпосылки для воспрепятствования адвокатской деятельности.
Наряду с этим, Адвокатской палатой Московской области сообщается, что уже 30.03.2020 г. были зафиксированы случаи задержания судей и адвокатов, следовавших к месту осуществления профессиональной деятельности.
Способы решения проблемы:
— обратиться в Верховный суд Российской Федерации с предложением о разъяснении судам, что необходимость соблюдения адвокатом «режима самоизоляции» либо иных особых правовых режимов, является уважительной причиной неявки адвоката в судебное заседание и основанием для отложения заседания, либо, в случае избрания меры пресечения или ее продления – основанием для замены адвоката в предусмотренном УПК РФ порядке;
— обратиться к органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предложением о том, чтобы при введении ограничений на свободу передвижения в рамках соблюдения «режима самоизоляции» и иных особых правовых режимов, в нормативных актах было определено, что эти ограничения не распространяются на адвокатов;
— обратиться в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации с предложением об осуществлении разъяснения сотрудникам подразделений, обеспечивающим соблюдение гражданами особых правовых режимов, того, что в силу положений действующего законодательства и выполняемых публично-правовых функций адвокат не может быть ограничен в свободе передвижения при выполнении его профессиональных обязанностей.

3.5. Высокая опасность массового развития заболевания посредством заражения лиц, совместно содержащихся в местах принудительной изоляции

В связи с высокой опасностью распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) посредством массового заражения лиц, содержащихся в местах принудительной изоляции, необходимо принятие ряда организационных мер, направленных на минимизацию возможности распространения вируса.
Способы решения проблемы:
— обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с предложением о разъяснении судам, что при рассмотрении ходатайств об избрании или продлении меры пресечения, а также апелляционных и кассационных жалоб на соответствующие постановления, во всех случаях следует учитывать общеизвестный факт наличия санитарно-эпидемиологической опасности, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);
— обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с предложением о разъяснении судам, что при рассмотрении материалов об избрании (продлении) действия меры пресечения, с учетом обстоятельств дела, следует применять меры пресечения в виде залога, либо домашнего ареста, в случае, если у подозреваемого (обвиняемого) имеется место проживания (пребывания) на территории субъекта Российской Федерации по месту проведения предварительного расследования, а ранее избранная мера пресечения им нарушена не была;
— обратиться к Председателю Следственного Комитета Российской Федерации, Министру внутренних дел Российской Федерации, Директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Руководителю Федеральной таможенной службы, Директору Федеральной службы судебных приставов — главному судебному приставу Российской Федерации, Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с предложением об организации в установленном законом порядке осуществления повторной оценки необходимости применения в отношении подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам меры пресечения в виде заключения под стражу, с учетом новых обстоятельств — наличия санитарно-эпидемиологической опасности, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);
— обратиться к Директору Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации с предложением об инициировании, в порядке ч.3.1. ст. 175 УИК РФ, при наличии предусмотренных законом оснований, рассмотрения вопросов об освобождении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в связи с заменой назначенного наказания более мягким видом наказания;
— обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с предложением о рекомендации судам рассмотреть вопрос о возможности приостановления или прекращения исполнения не исполненных постановлений об административном аресте в соответствии с положениями ч.5 ст. 32.8 КоАП РФ.

3.6. Значимость дальнейшей профилактики развития заболевания вирусом новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 г. № 808 предписывает рассматривать только дела безотлагательного характера (об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, и другие), а также в порядке приказного, упрощенного производства.
Таким образом, фактически приостанавливается рассмотрение дел, не относящихся к безотлагательным, в связи с чем судами в настоящее время осуществлено отложение ранее назначенных заседаний на даты, начиная с 13 апреля 2020 г.
В то же время, санитарно-эпидемиологическая обстановка имеет четко выраженную тенденцию к ухудшению, а прогнозируемый пик пандемии придётся на середину апреля 2020 г., вследствие чего существует вероятность резкого увеличения числа лиц, зараженных вирусом новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и сохраняется возможность дальнейшего продления действия особых правовых режимов на территории различных субъектов Российской Федерации.
Способы решения проблемы:
— обратиться в Верховный Суд Российской Федерации и Совет судей Российской Федерации с предложением заблаговременно рассмотреть вопрос о возможности продления действия положений Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 г. № 808 до прогнозируемого прекращения действия особых правовых режимов, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);
— обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с предложением разработать указания относительно необходимости продления или восстановления процессуальных сроков рассмотрения дел в рамках действующего законодательства с учетом введенных вынужденных ограничений в работе судов.

3.7. Риски наступления неблагоприятных последствий для адвоката

Публично-правовая функция адвокатуры как института гражданского общества состоит в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина и реализации гарантии конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в рамках уголовного судопроизводства. При этом представляется очевидным, что правоприменительная деятельность в системе уголовного судопроизводства относится к такому виду деятельности государства, который не может быть полностью приостановлен даже в условиях чрезвычайного положения.
Вместе с тем, не вызывает сомнения, что право на жизнь и охрану здоровья является не подлежащим ограничению фундаментальным неотчуждаемым конституционным правом человека.
В такой ситуации, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, целесообразность и сама возможность осуществления отдельных судебно-следственных действий должны оцениваться с точки зрения нахождения баланса различных конституционных ценностей.
Адвокат, будучи независимым советником по правовым вопросам и самостоятельным участником уголовного судопроизводства, вместе с тем не является лицом, наделенным в уголовном процессе правом на принятие правоприменительных решений о производстве тех или иных судебно-следственных действий. Однако указанное обстоятельство не лишает адвоката возможности в предусмотренной законом процессуальной форме участвовать в формировании у правоприменителей правильной позиции о допустимости и целесообразности производства тех или иных судебно-следственных действий и, более того, в отдельных, исключительных случаях, исходя из соображений о приоритете конституционного права человека на жизнь и охрану здоровья, отказываться от участия в отдельных судебно-следственных действиях, вплоть до права покинуть судебное заседание, в котором игнорируются разумные доводы адвоката о недопустимости заочного судебного заседания в отсутствие подзащитного, ходатайства о прекращении судебного заседания, об отводе составу суда в связи с явным игнорированием наличия обстоятельства угрозы жизни, здоровью, доводов о необеспечении безопасности проведения судебного заседания и т.п.
Очевидно, что в период эпидемиологической опасности адвокатам следует в каждом отдельном случае рассматривать вопрос о заявлении ходатайств об отложении судебных заседаний, следственных или иных процессуальных действий, не являющихся безотлагательными, в целях минимизации контактов и рисков распространения инфекции. К разряду безотлагательных судебно-следственных действий, с учетом обстоятельств конкретных дел, могут быть отнесены процедуры задержания, избрания меры пресечения, ее продление, производство обыска, предъявление обвинения.
В период эпидемиологической опасности участие адвокатов в судебно-следственных действиях, а также посещение любых организаций и учреждений и встречи с доверителями следует во всех случаях осуществлять с соблюдением рекомендованных уполномоченными органами государственной власти и управления мер предосторожности.
В Российской Федерации не разработан перечень мер безопасности при осуществлении профессиональной деятельности адвоката в условиях пандемии, а зарубежный опыт показывает, что соответствующие стандарты и нормы разрабатываются исходя из исследований специализированных научных институтов.
Так, для обеспечения безопасности осуществления адвокатской деятельности адвокатами Федеративной республики Германия рекомендовано вырабатывать стандарты и критерии безопасности на основе исследований Института им. Роберта Коха, позиция которого состоит в том, что сотрудник вправе отказаться от исполнения профессиональной обязанности, если риск для безопасности его здоровья и жизни несопоставим с исполняемой обязанностью. При необеспечении работодателем (приглашающей стороной), заказавшей выполнение работ (оказание услуг) санитарно-эпидемиологических требований безопасности и иных требований безопасности, лицо, выполняющее работы (оказывающее услуги) вправе отказаться от исполнения трудовых обязанностей, выполнения работ или оказания услуг. В связи с этим Федеральной палатой адвокатов ФРГ выработана следующая рекомендация для адвокатов: при малейшем подозрении в невыполнении правоохранительными органами, судами минимальных санитарно-эпидемиологических требований безопасности адвокат вправе покинуть место исполнения профессиональных обязанностей.
Определяя критерии безопасности жизни и здоровья юристов и адвокатов в Российской Федерации представляется необходимым соблюдение ими санитарно-эпидемиологических предписаний, норм, стандартов, разработанных Штабом борьбы с коронавирусом, актуальных мер предосторожности, указанных в актах органов исполнительной власти. Несоблюдение указанных мер безопасности со стороны судов, правоохранительных органов является уважительной причиной для адвоката, чтоб покинуть при данных обстоятельствах место проведения судебного заседания, процессуальных действий, вне зависимости от того началось официально их проведение либо они готовится к проведению.
В условиях отсутствия специально разработанных норм безопасности по осуществлению профессиональной деятельности и нарастающей пандемии адвокатам целесообразно рекомендовать руководствоваться всеми нормами о безопасности оказания услуг (выполнения работ), предусмотренных стандартами Роспотребнадзора, санитарно-эпидемиологических служб России и иных органов.
Следственные органы и суды, назначающие участие адвоката в процессуальных действиях, в случае их неотложности и безотлагательности, в силу положений ст. 11 и ч. 4 ст. 164 УПК РФ обязаны обеспечить адвоката, включая адвоката, приглашенного доверителем и осуществляющего профессиональную деятельность на основании соглашения, средствами индивидуальной защиты: масками, респираторами, бахилами, резиновыми перчатками. Помещение, предназначенное для проведения процессуальных действий также должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам, не должно способствовать появлению скученности посетителей суда, а расстояние между контактирующими лицами должно составлять не менее 1,5 м.
Исходя из этого, при необеспечении минимальных стандартов и условий для исполнения профессиональных обязанностей, адвокату следует заявить ходатайство об этом, а в случае отказа в его удовлетворении, покинуть место проведения следственного действия либо судебного заседания для обеспечения безопасности себя и окружающих лиц и уведомить об этом адвокатскую палату.
Представляется, что в условиях пандемии адвокат должен иметь право отказаться от исполнения профессиональных обязанностей, не сопоставимых с риском его собственного заражения новой коронавирусной инфекцией, либо в силу лежащих на нем в силу принятых актов обязанностей по поддержанию «режима самоизоляции» и иных особых правовых режимов. Однако в случае вынужденного отказа адвоката исполнять свои профессиональные обязанности, он может быть привлечён к дисциплинарной ответственности.
В то же время, адвокатам следует рассмотреть вопрос об инициировании в установленном законом порядке изменения меры пресечения, применения условно-досрочного освобождения, замене назначенного наказания более мягким, приостановлении или прекращении исполнения постановлений об административном аресте в отношении своих доверителей с учетом складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки.
Наряду с этим, ввиду непредвиденного ухудшения экономической ситуации во всех отраслях народного хозяйства, адвокаты, обязанные в силу положений действующего законодательства выплачивать обязательные отчисления на содержание адвокатских палат и адвокатских образований, могут столкнуться с нехваткой денежных средств для этих целей. При этом, неуплата денежных средств на содержание адвокатских палат и адвокатских образований, может послужить основанием для привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности вплоть до прекращения статуса. В связи с этим остро стоит вопрос об освобождении адвокатов от обязанности по уплате обязательных отчислений за то время, в течение которого действуют особые правовые режимы, введенные в связи с пандемией.
Кроме того, в условиях глобальной пандемии и связанной с ней приостановки финансовых процессов Президентом и Правительством Российской Федерации предпринимаются беспрецедентные по важности меры, направленные на поддержку экономики и бизнеса России. Одной из таких мер является снижение размера страховых взносов с 30 % до 15% для малых и средних предприятий в отношении той части заработной платы, которая превышает МРОТ. Подобная мера позволит снизить нагрузку на предприятия и уменьшить риски массового увольнения сотрудников.
Между тем, в силу особенностей Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на адвокатов, адвокатские образования, органы адвокатского самоуправления и общественные объединения адвокатов не распространяется действие Федерального закона от 24.07.2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», согласно которому, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся исключительно потребительские кооперативы, коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным в указанном законе требованиям.
В силу этого, предпринимаемые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не распространяются на адвокатов, адвокатские образования, органы адвокатского самоуправления (Федеральную палату адвокатов Российской Федерации, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации), общественные объединения адвокатов, которые также как и субъекты предпринимательской деятельности осуществляют деятельность с привлечением наемных работников (помощников и стажеров адвокатов, бухгалтеров, секретарей, it-специалистов, курьеров и представителей иных профессий) либо сотрудников, осуществляющих свою деятельность на основании гражданско-правового договора, и также как и малые и средние предприятия, испытывают негативные последствия пандемии.
В связи с этим имеются основания полагать, что при отсутствии каких-либо мер поддержки со стороны государства большинство адвокатских образований, органов адвокатского самоуправления, общественных объединений адвокатов будут вынуждены сократить количество своих сотрудников, осуществить снижение размера заработной платы, иными способами минимизировать свои убытки, однако очевидно, что массовые увольнения в юридической сфере могут иметь негативный эффект поскольку повлекут общее снижение качества юридической помощи.
Способы решения проблемы:
— обратиться к Председателю правительства Российской Федерации с предложением о рассмотрении вопроса о возможности распространения на адвокатов, адвокатские образования, Федеральную палату адвокатов Российской Федерации, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, общественные объединения адвокатов мер поддержки, предназначенных для субъектов малого и среднего предпринимательства;
— обратиться к президенту Федеральной палаты Российской Федерации и президентам адвокатских палат субъектов Российской Федерации с предложением об установлении того, что в условиях действия обстоятельств связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), адвокат, временно не имеющий возможности исполнять обязанности по участию в судебно-следственных действиях, либо адвокат, отказавшийся от участия в этих действиях по причине поставления в опасность его жизни и здоровья, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности;
— обратиться к президентам адвокатских палат субъектов Российской Федерации с предложением о полном или частичном освобождении адвокатов от обязанности по уплате обязательных отчислений на содержание адвокатских палат за месяцы, в течение которых действовали особые правовые режимы, введенные в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);
— обратиться к руководителям адвокатских образований с предложением о полном или частичном освобождении адвокатов, обратившихся с соответствующим заявлением, от обязанности по уплате обязательных отчислений на содержание адвокатских образований за месяцы, в течение которых действовали особые правовые режимы, введенные в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);
— обратиться к Председателю Верховного Суда Российской Федерации, Председателю Следственного Комитета Российской Федерации, Министру внутренних дел Российской Федерации, Директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Руководителю Федеральной таможенной службы, Директору Федеральной службы судебных приставов – главному судебному приставу Российской Федерации Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с предложением о рассмотрении вопроса об организации обеспечения адвокатов, посещающих помещения судов и соответствующих органов, средствами индивидуальной защиты.
На основании вышеизложенного Комиссия, с учетом мнения приглашенных экспертов, принимает решение:
1. Утвердить Рекомендации о принятии мер по предупреждению нарушений профессиональных прав адвокатов в условиях действия особых правовых режимов, установленных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
2. Направить Рекомендации в Президиум Гильдии российских адвокатов для утверждения.
3. Обратиться от имени Гильдии российских адвокатов к руководителям государственных органов, руководителям органов адвокатского самоуправления и адвокатских образований – членов Гильдии Российских адвокатов с целью доведения до их сведения обозначенных в настоящих Рекомендациях проблемных вопросов и учета сформулированных предложений при их решении.
4. Разместить настоящие Рекомендации на сайте Гильдии российских адвокатов в сети «Интернет» и в средствах массовой информации.

Председатель комиссии по защите прав адвокатов-членов адвокатских образований Гильдии российских адвокатов,
проректор Российской академии адвокатуры и нотариата,
доктор юридических наук, адвокат АА «Мирзоев & Партнёры» Андрей Викторович Рагулин

Заключение

Надеюсь, что Вам теперь стали более понятны нарушения прав на защиту в России при эпидемии короновируса и как с этим бороться. В любом случае рады Вас увидеть и услышать по нашим контактным данным! Добро пожаловать!

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *